Институт экосистем бизнеса
и креативных индустрий (ИЭС)

«Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ)
ул. Чернышевского, 145,
корпус УГНТУ № 12,
г. Уфа, Республика Башкортостан,
Россия, 450078
Тел.(факс): +7 (347) 252-08-06
E-mail: ies@rusoil.net
E-mail: oo@rusoil.net

Китайская культура для китаеведов УГНТУ в музее М.В. Нестерова

Студенты кафедры Международных отношений, истории и востоковедения (МОИВ) и другие слушатели элективного курса «Традиционная философия Восточной Азии» посетили музей им. М.В. Нестерова с экскурсией на выставку «Искусство Китая XVII – начала XXI века».
 
В обучении востоковедов знакомство с культурой народов регионов стран специализации занимает важное место. Это – ключ к пониманию характера людей, сформированных многовековой цивилизацией. Если говорить о Китае, то возраст цивилизации оценивается в 3-5 тысяч лет. Живопись в культуре Китая занимает ключевое место. О ней писал Конфуций, спорил Мон-цзы в V веке до н.э.
Произведения искусства были наиболее ценным товаром на Великом Шелковом Пути. Расписной шелк, фарфор, бронзовые статуэтки ценились во всем мире. Искусство прекрасно расцветает в эпоху Тан и южной Сун, стихает становясь привилегией высшей аристократии во время династии Мин, получает новый импульс развития в XX - XXI веках.
 
Студенты МОИВ УГНТУ, изучающие китайскую философию, были в числе первых посетителей выставки «Искусство Китая XVII – начала XXI века» в уфимском музее им. Нестерова. Специальную экскурсию для них провела Татьяна Капина, кандидат искусствоведения, научный сотрудник музея и куратор этой выставки.
«Коллекция китайского искусства начала создаваться в 1920-1930 годах. В музей поступали изделия ремесел из самых различных источников. Это пожертвования частных лиц, организаций, дары столичных музеев. В экспозиции представлены образцы изделий ремесленников из фарфора самых различных техник, резьбы по камню, росписи по ткани и лубку, а также живопись Чи Хэнь Фэй. Эта известная художница посетила Уфу в 1990 году и подарила музею Нестерова восемь своих работ в технике «гохуа». Также на экспозиции представлены работы китайских художников с проходившей в Уфе в 2001-2019 годах «Уральское триеннале печатной графики».
Это не огромные вазы династии Мин и не книги из свитков бамбука. Здесь небольшие бытовые предметы – вазы, тарелки, блюда. Лубки с бытовыми картинами из «жизни аристократов». По большей части сувениры, которые покупали небогатые матросы и туристы XVII -XX века. Но это живая история, которую будущие специалисты по китайской цивилизации увидели своими глазами.»
 
В соседнем зале музея Нестерова представлен уже современный Китай. Знаменитый Лу Линь, чьи абстрактные работы вдохновлены Ансельмом Кифером и Герхардом Рихтером, размещены в соседнем зале. Буйство красок и скромное очарование «Другой стороны леса» с интервью самого мастера на видеоэкране гармонируют с артобъектами уфимских скульпторов, размещенных в том же зале.
 
Лейсан Газизова (студентка МОИВ): «Посещение китайской выставки – это погружение в мир древней культуры, искусства и истории Китая. Яркие краски, изысканные узоры, удивительные артефакты – все это ожило перед нашими глазами, открывая окно в прошлое этой удивительной страны.
Выставка стала уникальным опытом, погружающим в мир удивительного и многогранного китайского искусства и культуры, оставляя незабываемые впечатления и вдохновляя на дальнейшее изучение истории Китая и его культуры.»
Александра Евдокимова (студентка МОИВ): «Благодаря этой выставке я полюбила китайскую культуру и искусство ещё больше и рекомендую всем посетить эту выставку, это действительно незабываемый опыт.»
Светлана Галиуллина (зав. кафедрой МОИВ): «Сегодня востоковеду обязательно нужно владеть языком региона специализации, знать особенности политики, экономики, социальных процессов. Но не менее важно овладеть знаниями по культуре, искусству народов этих стран, чтобы лучше понимать и взаимодействовать с ними.»